С вступлением в силу Федерального закона от 02.07.2005 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены дополнения и уточнения в порядок регистрации юридических лиц, а также четко определен момент прекращения правоспособности юридического лица.
Предусмотрен, на ряду с реорганизацией и ликвидацией, еще один способ прекращения деятельности юридических лиц - исключение из Единого реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа.
Юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность по трем формальным признакам:
1) непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах,
2) отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету,
3) одновременное наличие двух первых признаков в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения об исключении из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении в течение трех дней с момента принятия публикуется в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (журнал «Вестник государственной регистрации».) Одновременно публикуются сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке:
1) при поступлении заявления от органов управления должника – юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителей, в порядке добровольной ликвидации, при этом учредители получают корректное завершение деятельности. Однако все действия по ликвидации придется совершать за свой счет.
2) при поступлении заявления кредитора - юридическое лицо может быть ликвидировано в рамках процедуры банкротства – конкурсного производства. Однако, это очень долгий (не менее года) путь. И результат его будет тем же, что и при ликвидации по решению регистрирующего органа – кредитор спишет задолженность со своего баланса после получения свидетельства об исключении своего должника из ЕГРЮЛ и соответствующей выписки из ЕГРЮЛ. Поскольку после исключения юридического лица из реестра выписку из ЕГРЮЛ может получить любой субъект, уплатив госпошлину всего в 200 р., то с точки зрения кредитора затевать за свой счет процедуру банкротства своего должника не целесообразно.
Поскольку при поступлении заявлений ликвидационные процедуры будут в дальнейшем проводиться за счет заявителей, нетрудно догадаться, что заявления после публикации от заинтересованных лиц практически не будут поступать в регистрирующий орган. Таким, образом, недействующее юридическое лицо будет исключено из реестра за счет бюджета.
Ликвидация по решению уполномоченного органа регулируется:
1. Гражданским кодексом РФ (п. 2, ст. 61)
2. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г.
3. ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26.12.1995 г.
4. ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
Предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001